soc2

(+998 71) 235-62-25 / (+998 71) 234-07-95 / (+998 90) 320-10-50 / (+998 90) 351-90-56

En Ru
Главная / Туры / Узбекистан / Самарканд / Достопримечательности

Достопримечательности

   

Медресе Шер-Дор

Медресе Шер-Дор, СамаркандМедресе Шер-Дор, название которого переводится с таджикского как «медресе со львами», было построено на площади Регистан в Самарканде в 1619-1636 годах. Оно является искаженным и преувеличенным отражением медресе Улугбека, которое стоит напротив, на западной стороне площади. Разница в возрасте между ними составляет 200 лет, Шер-дор имеет большую площадь и размеры, но уступает в качестве отделочных работ своему старшему «брату».

Снаружи и внутри это медресе украшено яркими орнаментами из глазурованного кирпича, стены и башни усеяны мозаиками с различными узорами из вьющихся цветов, и цитатами из Корана на арабском языке. Однако часть отделки безвозвратно потеряна, хотя ученые, историки и реставраторы пытаются вернуть Медресе Шер-Дор первозданный вид.

По архитектуре медресе практически повторяет медресе Улугбека, то есть имеет квадратную форму с внутренним двором, худжры (кельи) для студентов и две аудитории для занятий. Во времена своего возведения, в XVII веке, Медресе можно было считать одним из самых современных: при строительстве были использованы самые последние архитектурные новинки тех лет.

Медресе Шер-Дор, Самарканд

К тому же, столь огромное здание имеет ряд конструктивных особенностей, которые ставят его в ряд самых лучших архитектурных памятников Самарканда. В центре арки над входом изображена свастика, которая издревле была символом изобилия и плодородия. А по бокам арки изображены два тигра, несущих на своих спинах Солнце, хотя название медресе переводится как «медресе со львами».

Медресе Шер-Дор за свою историю неоднократно реставрировалось, самые крупные работы проводились в начале ХХ века советскими архитекторами, одним из которых был всемирно известный В.Г. Шухов. И сегодня, этот памятник самаркандской архитектуры является одной из главных достопримечательностей города. А в 2001 году медресе Шер-Дор было занесено в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Мечеть Биби Ханум

Мечеть Биби Ханум, СамаркандВеличественные голубые купола мечети Биби-ханум – необыкновенное зрелище. Дух захватывает уже от того, с каким размахом построено это монументальное сооружение, поражающее своими размерами и красотой. Её купол в древности сравнивали с небесным сводом, а арку портала - с Млечным Путем.

Как и со всеми памятниками Самарканда, с мечетью Биби-Ханум тоже связано красивое предание. Согласно ему, грозный правитель выстроил мечеть в честь своей любимой жены Биби-Ханум. После успешного похода в Индию Темур задумал выстроить самое большое здание Востока, мечеть, превосходящую по своим размерам все мечети мира. Сверкающие стены, высокие минареты, широкий, отделанный резным мрамором портал мечети по замыслу должны были восславить в веках имя Темура и его любимой жены.

Сотни архитекторов, художников и строителей были привезены в Самарканд. Строительство продолжалось 5 лет (1399-1404) и по возвращению из военного похода Темур застал мечеть готовой. Двор мечети опоясывали роскошные галереи, арки которых покоились на трех с лишним сотнях мраморных колонн, по углам высились стройные минареты.

К сожалению, вскоре после завершения строительства, когда мечеть стала местом торжественных богослужений, здание начало разрушаться. Слишком дерзок был порыв его творца, который решил воплотить невозможный по тем временам архитектурный замысел. Монументальная арка входного портала, которая по замыслу Тамерлана должна была вторить Млечному пути, не выдержала испытания временем, рухнув в первые же годы после строительства.

Мечеть Биби Ханум, Самарканд Мечеть Биби Ханум, Самарканд Мечеть Биби Ханум, Самарканд

Хазрат Хызр

Мечеть Хазрат ХызрМечеть Хазрат Хызр находится на юге городища Афрасиаб. Площадь мечети - 30 * 16 м. Она стоит на естественном возвышении. К ней ведет крутая лестница. Мечеть состоит из айвана и ханаки. Айван (крытый навес на колоннах) мечети очень богато украшен орнаментом. Из айвана идет вход в ханаку (обитель для дервишей). Ханака - квадратная в плане, имеет михрабную нишу (направление на Мекку) посередине и две худжры (кельи) по сторонам. Минарет расположен отдельно. Он состоит из ствола с винтовой лестницей и венчающего фонаря с ребристым куполом.

Мечеть Хазрат ХызрФасад мечети слагается из довольно высокого основания с арочными нишами айвана, над которым с запада замыкается гулдастой (угловая полубашня) с кирпичной облицовкой. Верх айвана завершается рядом кирпичей. С востока в систему мечети органически включается портал дарвазаханы с гулдастами и прекрасными резными воротами. Этот ряд замыкает восточный минарет. Тонкое чутье проявлено мастером при выполнении резной двери. Здесь членения и орнаментация выполнены с неглубоким профилем, что в данном случае удачно, так как контрастная тень достаточно четко выявляет форму орнамента, сохраняя цельность основы. Здание изобилует датами, указывающими время его реставрации - в основном, это XIX-XX века.

 

Астрономическое чудо Обсерватория Улугбека

Обсерватория Улугбека, Самарканд

Во время правления Улугбека Самарканд превратился в один из центров науки. Улугбек был хорошо образованным человеком; его учителя - известный поэт и ученый-философ шейх Ариф Азари, крупный астроном и математик Казызаде Руми - привили ему любовь к наукам и искусству.

Улугбек проявил себя как талантливый исследователь в астрономии и математических науках (геометрии, тригонометрии), хорошо знакомый с трудами своих предшественников. Итогом его научных работ являются так называемые "Новые астрономические таблицы", содержащие изложение теоретических основ астрономии и координаты свыше 1000 звезд.

Обсерватория Улугбека, СамаркандТаблицы получили широкую известность в Европе (изданы в Оксфорде в 1665 году), Индии и Китае. Приведенные в нем сведения, а также существенно уточненные Улугбеком значения продолжительности года, наклона эклиптики к экватору и прецессии имели большое значение для астрономии.

Научные труды Улугбека были созданы благодаря уникальной обсерватории, которую он воздвиг в Самарканде. Главным стационарным инструментом был гигантский квадрант, размещенный внутри цилиндрического здания диаметром 48 м (остатки фундамента, вернее траншей от него, найдены при археологических исследованиях). Верхняя часть его меридианной дуги, размером 40,2 м достигала плоской крыши здания, ее нижняя часть (до 11 м) сохранилась до сих пор в скальной траншее, на крыше размещались азимутный круг и вращающийся квадрант, дававшие возможность фиксировать самым точным образом координаты светил в любой точке небесной сферы. Там были также солнечные часы

 

Гур-Эмир - шедевр исламской архитектуры 

В начале XV века в юго-западной части Самарканда был построен один из знаковых архитектурных ансамблей средневекового Востока – Гур-Эмир. Этот величественный комплекс состоял из ханака, медресе Мухаммад Султана – внука Амира Тимура и более поздней гробницы самого Амира Тимура и его потомков.

Медресе было небольшим с типичной дворовой композицией и предназначалось для обучения детей самаркандской знати. Напротив медресе располагалась ханака с центральным залом и кельями – худжрами. Оба здания были возведены по приказу Мухаммад Султана и должны были стать центром исламского образования. Но внезапная смерть Мухаммада в 1403 году привела к изменению предназначения комплекса.

После смерти Мухаммад Султана Амир Тимур был безутешен: он приказал временно поместить останки любимого внука в угловой зале медресе – дарсхане и немедленно приступить к строительству мавзолея, который бы замкнул ансамбль с юга.

Дворик комплекса был оформлен единой декоративной стеной, по углам расположились четыре минарета, а с севера его украсил великолепный входной портал с именем архитектора – Мухаммада ибн Махмуда Исфахани.

Однако Тамерлан не увидел завершенного мавзолея: он скончался зимой 1405 года. Строительство было завершено другим внуком Тамерлана – Улугбеком. И хотя, Амир Тимур уже приготовил для себя мавзолей в родном городе Шахрисабзе, именно Гур-Эмир стал его гробницей, а также местом захоронения его потомков. Здесь покоятся двое его сыновей – Шахрух и Мираншах, любимые внуки – Мухаммад Султан и Улугбек, а также духовный наставник Тимура – Мир Саид Барака.

Сегодня в мавзолее Гур-Эмир мы видим надгробия, которыми отмечены места погребений.Надгробие Тимура, выполненное из цельного куска нефрита, располагается в центре усыпальницы. Сами же захоронения находятся внизу, в подвале мавзолея. Могилы расположены точно также, как и надгробия в зале наверху. Могилы Тимуридов вскрывались лишь один раз в 1941 году, с чем связана известная легенда.

Сам мавзолей представляет собой прекрасный образец средневекового зодческого мастерства. Современников по сей день восхищает гармоничность его пропорций. Ребристый купол и стены склепа сплошь покрыты мозаикой из светло- и темно-голубых глазурированных кирпичей, позолотой и росписями. Рельефные розетки на куполе имитируют звездное небо. Интерьер дополняют ажурные решетки на окнах, мраморные и ониксовые панели, покрытые росписью, резьбой и инкрустированные полудрагоценными камнями.

Впоследствии Гур-Эмир послужил прототипом для известных памятников архитектуры эпохи Великих моголов: мавзолея Хумаюна в Дели и Тадж Махала в Агре, построенных потомками Тимура, которые правили в Северной Индии.

Сегодня мавзолей Гур-Эмир и входной портал восстановлены реставраторами, а о ханака и медресе, к сожалению, напоминают только руины.

Гур-Эмир, Самарканд Гур-Эмир, Самарканд Гур-Эмир, Самарканд

 

Регистан

Регистан, СамаркандПлощадь Регистан входит в число красивейших площадей мира, ее называют жемчужиной Центральной Азии. Эту славу площадь приобрела благодаря уникальным памятникам средневекового восточного зодчества, окружающим ее с трех сторон в виде прекрасного архитектурного ансамбля: медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Шер-Дор (1619-1636 гг.) и медресе Тилля-Кари (1646-1647). Этот ансамбль считается величайшим среди сооружений Исламского мира.

В XVII веке на Регистане были построены два монументальных здания медресе Шердор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу - бессмертному памятнику зодчества - медресе Улугбека. Медресе Шердор, то есть здание со львами, является зеркальным отражением медресе Улугбека. Оно строилось почти 17 лет по приказу самаркандского правителя эмира Ялангтуша Бахадура. Спустя 10 лет после завершения Шердор, при том же правителе было начато строительство медресе Тилля-Кари, замыкающее Регистан с севера. Название медресе означает в переводе отделанное золотом. Медресе, помимо своей основной задачи - обучение студентов - исполняло роль главной мечети. Значение центральной городской площади Регистан не потерял и до наших дней.

Все три медресе (в старину на востоке так называли учебные заведения) обращены своими порталами к центру площади и создают гармоничную ансамблевую композицию. Причем каждое строение отличается своим неповторимым декором - узором филигранной резьбы по камню, украшающей стены и порталы. Голубые купола над медресе сделаны из обожженного кирпича, а снаружи выложены глазурованной плиткой, которая сияет на солнце, с какой бы стороны оно ни светило.

Медресе Шер-Дор, СамаркандЕще никто не остался равнодушным к изяществу драгоценных мозаик медресе Улугбека, бирюзовым куполам и величественным минаретам Шер-Дора, золотым росписям узорных стен Тилля-Кари. Площадь Регистан издавна была торговым и общественным центром Самарканда. Здесь глашатаи объявляли волю хана. Здесь проводились казни, праздновались начало и успешное завершение войн. Император-победитель маршировал по площади, возвращаясь из захваченных стран.

Также в прошлом площадь Регистан была своеобразным центром мудрости. Тут работал Улугбек, здесь получали знания многие студенты. Сейчас на площади проводятся фестивали и праздники, а в будние дни работают мастерские и лавочки, где туристам предлагают приобрести сувениры.

 

 

Медресе Тилля-Кори

Медресе Тилля-Кори, СамаркандВ 1660 году главная площадь Самарканда, Регистан, обрела свой нынешний облик: было достроено медресе Тилля-Кори, которое стало завершающим в архитектурном ансамбле. Строительство, начатое в 1646 году по приказу правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура, продолжалось почти 15 лет. Кстати, оно было построено на месте караван-сарая, который простоял здесь больше 2 веков. А название медресе получило благодаря богатой отделке позолотой на фасаде. «Тилля-Кори» буквально переводится как «отделанное золотом».

Квадратное по форме, здание медресе заполняет собой все пространство между медресе Улугбека и Шер-дор. Фасад, обращенный к площади, имеет симметричную форму и состоит из высокого портала, и арочных ниш в два этажа идущих от входа и заканчивающиеся невысокими угловыми башнями. В большой внутренний двор медресе Тилля-Кори выходят худжры (кельи), предназначавшиеся для студентов.

Медресе Тилля-Кори, СамаркандВсе здание медресе обильно покрыто различными растительными орнаментами и линейными узорами. Большая часть оригинальной отделки была потеряна, но благодаря усилиям реставраторов восстановлена во второй половине ХХ века. А в 2001 году этот красивый памятник центрально-азиатской архитектуры был включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

В западной части медресе расположилась мечеть, которую венчает большой глазурованный купол. Ее внутренняя отделка поражает количеством золота, нанесенного методом кундаль. Долгое время эта мечеть была главной соборной мечетью Самарканда.

 

Мавзолей имама аль-Бухари

Мавзолей имама аль-БухариИмам аль-Бухари – великий богослов Востока. Он собрал и записал около 600 тысяч хадисов – преданий, основанных на случаях из жизни или изречениях Пророка. Из них аль-Бухари отобрал в качестве "безупречных" лишь около 7400 хадисов, которые вошли в знаменитый свод хадисов "Ас-Сахих", ставший для суннитов второй по значимости книгой после Корана.

Родившись в Бухаре в 810 году, аль-Бухари закончил свой жизненный путь в Самарканде и был похоронен в маленьком кишлаке Хартанг, в 30 км. от Самарканда.

Мавзолей имама аль-Бухари предстает во всем великолепии своей восточной архитектуры. В комплексе, который занимает огромную территорию, расположены мавзолей, мечети, гостиница для туристов, магазины с сувенирами и религиозной литературой.

Мавзолей имама аль-Бухари является одним из главных мест паломничества в Узбекистане. Посещение трех самаркандских святынь: мавзолеев Аль-Бухари, Шахи-Зинда и Рухабад в течение одного дня в Самарканде называют малый хадж

 

Ансамбль Ходжа-Ахрора, лидера Суфийского ордена Накшбанди

Мечеть Ходжа Ахрар, СамаркандИмя Ходжи Ахрара неразрывно связано с историей Узбекистана. Этот великий человек, будучи главой суфийского ордена Накшбандия, влиял на развитие политической жизни в регионе. За свою жизнь он стал почитаем не только простым народом, но и считался духовным учителем многих правителей тех времен. Он добился отмены жестоких налогов в Маверанахре. А однажды предотвратил кровопролитную битву между правителями Самарканда, Ферганы и Ташкента.

Известный поэт Джами писал о нем: «Ходжа Ходжей - человек, осознающий сущность предмета. Перед его святостью, внешним видом и силой духа люди падали ниц». Так же почтительно отзывались многие современники Ходжи Ахрара. Его девиз гласил – используй политическую власть, чтобы выполнить свою духовную миссию. Впоследствии, благодаря Ходже Ахрару Орден Накшбандия развился в три ветви: Центрально-азиатскую, Западно-Турецкую и Индийскую.

Он умер в 1490 году в возрасте 86 лет, и был похоронен в окрестностях Самарканда. На могиле Великого шейха была установлена белая надгробная плита, покрытая множеством эпитафий. Практически сразу это место стало священным кладбищем и местом паломничества многочисленных верующих.

В 1630-м году правитель Самарканда Надир-Диван Беги приказал построить рядом с могилой Ходжи-Ахрара мечеть и медресе. Медресе, построенное за два года, быстро получило эпитет «зеркало Шер-дора», так как его внешняя отделка была очень похожа на медресе Шер-дор у площади Регистан: на портале были изображены два льва и два оленя. Но спустя столетия медресе Надир-Диван Беги сильно разрушилось: портал накренился вперед, большая часть отделки осыпалось и все здание покрылось трещинами.

Медресе Надир-Диван Беги, Самарканд Медресе Надир-Диван Беги, Самарканд Медресе Надир-Диван Беги, Самарканд

В начале ХХ века была организована масштабная реконструкция этого архитектурного памятника, в ходе которой было восстановлено декоративное оформление, укреплен портал, и многое другое. Тогда же, к общему ансамблю добавился небольшой минарет и колонный айван.

Сегодня ансамбль у могилы Ходжи-Ахрара включает отреставрированное медресе, зимнюю и летнюю мечети, айван и минарет. Как и много лет назад, сюда приходят паломники и простые люди, чтобы обрести душевный покой и найти уединение в этом благословенном месте.

 

Погребальный комплекс Шахи-Зинда

Шахи-Зинда, СамаркандНедалеко от мечети Биби-Ханум расположен один из самых загадочных и неповторимых архитектурных памятников Самарканда - комплекс Шахи-Зинда, состоящий из вереницы изящных, сверкающих голубыми красками усыпальниц. Гармонично сплетаясь в живую и подвижную композицию, разновременные мавзолеи тесно сгруппированы вдоль узкой средневековой улочки. Шахи-Зинда состоит из одиннадцати мавзолеев, которые были построены друг за другом в 14 - 15 веках.

Уникальный древний ансамбль усыпальниц (1370-1449 гг), расположен неподалеку от городища Афрасиаб. Его еще называют улицей-кладбищем. Так причудливо растянулись с обеих сторон ветхие постройки мечетей и мавзолеев XI-XV веков, чьи голубые купола, убегающие вереницей вдаль, сверху смотрятся как изящное ожерелье.

Шахи Зинда - место захоронения царственных особ и знати. Но основным мавзолеем, откуда и начинается некрополь, считается мнимая могила двоюродного брата пророка Мухаммеда - Кусама Ибн-Аббаса. Его так и называли «Шахи Зинда», что в переводе с персидского означает «Живой Царь». Он был одним из тех, кто проповедовал ислам в этом крае и позже этот комплекс стал важным местом паломничества, почитаемым в народе как святыня. По преданию, Ибн Аббас пришел с проповедью в Самарканд в 640 году, где провел 13 лет и был обезглавлен зороастрийцами во время молитвы.

Шахи-Зинда, СамаркандЗахоронение Кусама ибн-Аббаса  - цель визита в Самарканд многих приверженцев религиозного, или духовного туризма, ведь еще в средние века паломничество к могиле «Живого царя» приравнивалось к хаджу в Мекку. По преданию, источник, который забил у могилы святого, обладает целительной силой.

Все мавзолеи комплекса Шахи Зинда отмечены единым композиционным решением. Это квадратные купольные здания, вход в которые выделен портиком. Поражает богатейший архитектурный декор зданий, в котором использованы поливные кирпичи, майоликовые плитки, резная мозаика.

Последнее сооружение - это главный вход в склеп Шахи Зинда, который завершает весь ансамбль. Надпись на главном входе гласит: "Это величественное сооружение создано Абдулазизханом- сыном Улугбека-Гурагана, сына Шахруха, сына Эмира Тимура-Гурагана в 838 году" (1434/35 н.э.). Поднявшись на тридцать шесть ступенек, вы окажетесь на открытой галерее. Здесь, слева и справа, расположены склепы - мавзолеи близких родственников Тамерлана. Галерея заканчивается круглым двором со сводчатой аркой. Под ним направо древняя резная дверь, которая ведет к главной святыне ансамбля Шахи Зинда - мавзолею Кусам ибн-Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммеда. В народе бытует легенда о нем, как о Шахи-Зинде - Живом Царе.

Шахи-Зинда, Самарканд Шахи-Зинда, Самарканд Шахи-Зинда, Самарканд